Фрагмент карты
© Claughton Photography (UK)

Наши партнеры:

Скандинавские древности

 

Патрик распространяет христианство в Ирландии

Ирландия, 431 г. Почти одновременно с Палладием, первым миссионером в Ирландии, на “зеленый остров” прибыл святой Патрик. Позже Патрик сменит епископа Палладия и войдет в историю как апостол ирландцев. Распространение христианства в Ирландии началось с середины V столетия.

Древнейшие кельтские христиане. Документы III Вселенского Собора, состоявшегося в городе Ефесе (Малая Азия), подтверждают существование христианских общин в Ирландии еще до начала миссионерской деятельности Патрика. Собрание церковной иерархии официально предает анафеме пелагианство как лжеучение. Именно в начале V столетия богословское понимание британским монахом Пелагием свободы воли и предопределения довольно широко распространилось в Британии и на юге Ирландии. Когда папа Целестин I (422—432) узнал от епископа Оксеррского Германа (Галлия), что пелагианство вопреки запрету Рима имеет довольно много последователей, он лично направил Палладия в Ирландию для претворения в жизнь решения собора. Летописец Проспер Аквитанский пишет, что в 431 г. к “ирландцам, верующим во Христа, направлен первый епископ — Палладий, рукоположенный папой Целестином”.

Первый епископ. О деятельности Палладия в Ирландии и его богословских взглядах мало что известно. Скорее всего он был галльского происхождения и до прибытия в Ирландию служил священником в Оксерре.

Палладий приступил к выполнению личного поручения папы на юге, а точнее на юго-востоке острова: он создает три школы в Лейстере — районе, который географически находится напротив северо-западного побережья Уэльса и является древнейшим центром ирландского христианства.

Эти первые церковные приходы уходят корнями в Британию и в особенности в Уэльс: здесь уже много десятилетий существуют общины, религиозное сознание которых не знает границ и распространилось на юге Ирландии, вероятно, благодаря торговым связям. Смог ли тогда Палладий в ходе своей миссии убедить древних кельтских христиан в правильности римского учения о благости с помощью целительной силы реликвий, которые он привез с собой? Как и когда закончилось его епископство? На эти вопросы до сих пор нет ответа. Ясно, что христианизация языческой Средней и Северной Ирландии была осуществлена его преемником Патриком. Благодаря Патрику ирландско-шотландская миссия впоследствии стала новым центром Церкви.

Апостол ирландцев. Патрик (385-457/464) прибывает в Ирландию в 431 г. и до самой смерти проповедует здесь христианство. Его апостольская деятельность поначалу связана с севером Ирландии, но позднее он проповедует также на востоке и западе острова. В Армахе (Ольстер) он около 444 г. основал епископскую кафедру. Потомкам Патрик оставил два произведения: “Исповедь” и “Послание”. Эти сочинения раскрывают неутомимую миссионерскую деятельность апостола ирландцев. Патрик по своему происхождению кельт, житель Рима; как христианин он пребывает в плену религиозных притязаний папства своего времени. В Ирландии он поставил себе цель познакомить с христианств самые отдаленные уголки “дальше которых никто не живет и до которых никто до с пор не доходил” (Проспер).

Несмотря на угрозы и враждебность со стороны ирландских друидов, Патрик сохраняет верность христианству — крестит, преподает конфирмацию, причащает. Ему пришлось приспосабливаться к социально-политическому порядку: в Ирландии не было городов и центрами церковной жизни становятся монастыри. Такая ситуация (кельтские монашеские церкви) сохраняется столетиями.

Вместо того, чтобы опираться на поддержку чужих священников (например, из Британии или Галлии), Патрик привлек сподвижников из числа сыновей местных аристократов. Так изначально Патрик создает национальную Церковь с местным епископатом.

Когда Патрик умер, Ирландия была уже христианизирована. Благодаря его миссии страна стала частью не только кафолического европейского христианства, но и универсальной римской культуры.

По изданию: Хроника христианства. – М.: ТЕРРА, 1999. – 464 с.
© Издательство “ТЕРРА”, 1999
© Годфрид В., перевод


Наши партнеры:


 


 
©Центр Религиоведческих Исследований "Этна"
Последнее обновление - 22 февраля 2010 г.
Упельсинкина страница