Бог-олень

"Бог-олень"
Ок. I в. до н. э.
В одной руке божество держит змею, на шее у него торквес, ожерелье воина. Это изображение украшает знаменитый котел из Гундеструпа, культовый сосуд из позолоченного серебра.

Копенгаген, Национальный музей.

Воспроизведено по изд.: Религии мира: Иллюстрированная энциклопедия. - Минск: Белфакс, 2003.
© "Белфаксиздатгрупп", 2003.

Учение и истоки друидизма:
Бог-друид

В “Осаде Друим Дамгаире”, в трудный момент Кенмхар призывает на помощь “первого друида мира”, и этот друид, Мог Руитх, пока по его приказу готовят костер, произносит речь, начинавшуюся так: “Бог друидов, мой бог перед всеми богами” (de dhruadh, mu dhe tar gac nde). Поскольку этот “бог друидов”, или Дагда (“добрый бог” или “наибожественный”) является отцом Бригиты, богини филидов, и, таким образом, предком троих первоначальных богов-друидов, очевидно, что могущество друидов вполне оправданно. В действительности, все боги являются друидами, как и все друиды — богами. Равенство здесь проявляется в обоих смыслах, и вот каким образом: “Катбад прекрасноликий обучал меня ради моей матери Дехтире, так что стал я искусен в друидическом знании и сведущ в тайной мудрости”.

Отсюда вполне понятно, почему друидам, в частности, был доступен метемпсихоз, являвшийся привилегией сверхчеловеческих и мифологических существ. Словно бы выражая мнение всех скептиков, некий Коннле Каинбретах (“хорошо судящий”) неправомерно упрекал друидов своего времени в том, что они не способны ничего изменить в мире: “Пусть солнце и луна покажутся на севере от людей мира, и тогда мы поверим в то, что все сказанное вами — правда”.

Подчиняясь незыблемому принципу, наследники изначальных друидов, создателей мира и живых существ, не видели резона в сотворении бесполезного и беспричинного “чуда” по одному лишь приказу. Таков культ, согласно кельтским религиозным представлениям, сотворивший мир; вдобавок, жрец — это движущая сила культа, и при отсутствии веры космический порядок обращается в хаос.

По изд.: Леру Ф. Друиды / Пер. с франц. С. О. Цветковой. – СПб.: Евразия, 2000. – 288 с.
© Цветкова С. О., перевод, 2000
© Издательство “Евразия”, 2000

Наши партнеры:


Скандинавские древности

 

Упельсинкина страница


 
©Центр Религиоведческих Исследований "Этна"
Последнее обновление - 22 февраля 2010 г.