Бог-олень

"Бог-олень"
Ок. I в. до н. э.
В одной руке божество держит змею, на шее у него торквес, ожерелье воина. Это изображение украшает знаменитый котел из Гундеструпа, культовый сосуд из позолоченного серебра.

Копенгаген, Национальный музей.

Воспроизведено по изд.: Религии мира: Иллюстрированная энциклопедия. - Минск: Белфакс, 2003.
© "Белфаксиздатгрупп", 2003.

Кельты: почитатели рогатого бога Цернунна

История кельтов до их столкновения с Римской империей покрыта мраком, и трудно сказать что-либо определенное об их религии. Скорее всего, их главным божеством был рогатый бог-олень. Бог с оленьими рогами известен у предшественников исторических кельтов, живших в период бронзового века; в различных регионах кельтского мира в разные периоды истории можно встретить изображения оленя-самца или обнаженного бога с оленьими рогами. Исполнительский уровень изображений варьируется от грубых рисунков до прекрасного художественного оформления котла из Гундеструпа. В одной из надписей, похоже, названо имя рогатого бога — Цернунн, что, вполне , вероятно, означает "рогатый".

То, что рогатый Цернунн служит символом плодородия, не вызывает сомнения, но некоторые из надписей явно представляют его еще и богом войны, своеобразным кельтским Марсом. Подобное утверждение вызывает вопрос: пытались ли кельты поделить вселенную на сферы влияния разных богов или их больше привлекал бог, связанный с конкретным местом или народом, но проявляющий себя в разных сферах, например в сфере плодородия, или военной?

Боги и богини

Согласно ирландской мифологии, существовала основная группа богов, господствовавших над Ирландией до прихода туда сыновей Миля, предков современных ирландцев. Дану (Ану) — великая мать, прародительница богов — дала имя расе прекрасных, но гневливых божеств. Племена богини Дану пришли с таинственных северных островов, где преисполнились друидической мудрости и магических знаний. Одним из главных богов Племен богини Дану был Дагда — всемогущее божество потустороннего мира и хозяин неистощимого котла изобилия. Дагда обычно изображали в виде великана с громадной палицей, которую приходилось везти на повозке. Одним концом своего оружия он разил врагов, а другим возрождал к жизни мертвых. Могучего Дагда считали мудрым, всеведущим чародеем и великим воином. Он вел Племена богини Дану в бой, поражая любого, кто осмеливался ему перечить.

Мананнан, сын бога морей Лера, получил свое имя от названия острова Мэн, расположенного в Ирландском море на полпути от Ирландии до Британии. Мананнан также был богом моря, волшебником и целителем, владыкой острова Блаженных, где жил в замке Эмхайн ("яблоневые деревья").

Культ богини врачевания и плодородия Бригид, помогавшей женщинам во время родов, был распространен по всей Ирландии и Британии. Святая Бригит, одна из известных ирландских святых покровительниц, до обращения в христианство, возможно, была жрицей богини Бригид.

Друиды

Будучи верховными жрецами кельтов, друиды ведали жертвоприношениями, выполняли судебные функции, а также обучали воинов убивать с использованием силовых приемов, причем военная подготовка была основана на приучении юношей к тому, чтобы не дрогнув принять смерть. Жрецы считали, что люди обладают бессмертной душой, которая после кончины переходит в тело иного человека. Веками они исполняли обряды на огромных кругах, окруженных каменными плитами; их расположение подчинялось какой-то еще не разгаданной математической или астрономической закономерности. Друиды предсказывали будущее и заклинали силы природы, принося в жертву животных и людей, совершали жертвоприношение перед сражением, дабы узнать его исход. Они подводили жертву к краю огромного котла и закалывали ее кинжалом так, чтобы кровь брызнула на стенки. Цвет, консистенция, направление кровавых потеков — все имело смысл для пророчества. Если служители культа затруднялись истолковать эти знаки, они начинали новое действо с другой жертвой. Когда жидкости в котле скапливалось достаточно, жрецы окропляли ею толпу воинов, которых этот ритуал приводил в состояние исступления, и они счастливы были принять смерть в бою.

По изданию:Религии мира: Иллюстрированная энциклопедия. – Минск: Белфакс, 2003.
© “Белфаксиздатгрупп”, 2003.

 

Наши партнеры:


Скандинавские древности

 

Упельсинкина страница


 
©Центр Религиоведческих Исследований "Этна"
Последнее обновление - 22 февраля 2010 г.