Наши партнеры:

Скандинавские древности

 

Рэй Симпсон*

Лекция «Кельтское христианство»

Культурно-просветительское общество «Агора» (Санкт-Петербург), 30 июня 2005 г.

(Ниже приводится русский перевод лекции)

Р. СИМПСОН: Я являюсь священником англиканской церкви. В 1980-х годах я приезжал в Россию, потому что душа моя жаждала найти источник духовности, которая была в стране, называющей себя «Святая Русь». Я поехал в Загорск, но кгбэшники, которые меня сопровождали, сказали, что в церковь ходить нельзя, но я не послушался и пошел в церковь. Вся служба была наполнена пением женщин, и священник приносил молитвы за всю Россию. Единственные слова, которые я мог написать на русском языке были: «Христос воскресе!», поэтому в гостевой книге я написал: «Христос воскресе!» И я почувствовал глубокую близость со Святым Сергием, и после того, я также нашел духовный источник в Святом Серафиме. И в то же время мне хотелось больше узнать о кельтском христианстве. В духе своем я чувстовал, что первое тысячелетие весь христианский мир был в единстве, но во втором тысячелетии христианство разделилось на три ветви. И я уверен в том, что мы живем не по воле Божией до тех пор, пока мы разделены. На Западе римско-католическая традиция особенное внимание уделяет букве закона. Протестанты, которые отделились от католической традиции все равно некоторые черты этой традиции в себе содержат. Ирландия, куда Св. Патрик (St. Patrick) принес христианство была первой страной вне римской империи, которая стала христианской, она стала страной святых и ученых. И начиналось с низов общества, не с верхов, а от земли. Я поехал на Святой остров Линдисфарн (Holy Island, Lindisfarne) – это остров, куда принесли христианство англо-саксы, которые завоевали Англию. Десят лет назад Бог открыл мне, что я должен жить как монах. Открыл, что мне нужно поехать и жить на этом острове Линдисфарне. И мы начали новую религиозную общину, основали ее. Она предназначена для людей со всего мира. Вдохновение у этой общины мы находим у пустынных отцов и матерей (desert fathers and mothers), и вселенской доразделенной церкви, и у святых, таких, как как Св. Аидан (St. Aidan) и Св. Хилда (St. Hild). Св. Айдан прибыл из Ирландии на Линдисфарн, он был одним из первых, кто принес христианство англичанам. Хилда – первая женщина, руководившая мужчинами и женщинами в английской церкви. У нас есть определенный Устав, и любой человек может принять этот образ жизни, независимо от того, православный ли он, протестант, или католик. Мы соглашаемся вести простой образ жизни в молитве, работе и учебе. Мы сохраняем некоторые элементы православной духовности, например, непрестанную сердечную молитву, отношение к святым, как к друзьям, использование прекрасного, искусства в нашей литургии, и понимание церкви как семьи. И вот мы попытались в такой материалистичной стране - Англии – вновь зажечь пламя памяти ранних святых. И у нас есть книга кельтских молитв, которая состоит из четырех томов. Это второй том (показывает), здесь есть молитвы, посвященные святым православной, католической и англиканской церквей, начиная с первого тысячелетия. Это кельтские святые с кельтских земель, и в то же время - всемирные святые. Поэтому мы очень рады встретится с вами сегодня. Три года назад Антон, студент из Московского патриархата приехал в Англию для того, чтобы изучать связи между русской церковью и кельтской. Для меня было очень интересно познакомиться с некоторыми студентами, которые учатся здесь и хотят устраивать семинары, чтобы изучать Св. Патрика и Ирландию. Я надеюсь, что мы сможем создать новые связи. И с этого момента, пожалуйста, задавайте вопросы.

Да, я также являюсь членом Содружества Святого Албания и Святого Сергия (The Fellowship of St. Alban and St. Sergius).

Вопросы.

Дарья Юдина: Чем было привлекательно кельтское христианство именно для Вас?

Р. СИМПСОН: С моей точки зрения, протестанты имеют только часть понятия, что такое христианство. Положение вещей таково, что слушая протестантов, складывается впечатление, что вот две тысячи лет назад был Новый Завет, а два года назад создалась наша церковь, а между этим временем как будто ничего не существовало. Это первое. Второе. Церковь Иисуса Христа нужно понимать как теологию Творения, нельзя с ним обходиться так, как например Джордж Буш. Западная церковь не ощущала связи с Творением, а кельсткое христианство имело эту связь. Значит, первое, надо вспомнить связь с историей, второе связь с Творением, и третье – связь с сердем, мистицимом, вернуться к мистическому опыту. И четвертое, кельсткое христианство помогает нам вернуться к всемирной церкви. Можно сказать, что христианство состоит из множества нитей, составляющих одну веревку. Эти нити были разорваны. Кельтское христианство помогает нам вновь связать их вместе. И пятое, на Западе, а может также здесь, я не знаю, церковь стала ассоцоциироваться с национальностью, и иногда использовала свою власть неверно. И самое хорошее об этой церкви (кельтской) это то, что кельтская церковь была не согласна использовать человеческую власть для установления Царства Божьего (на земле). Св. Аидан даже не хотел ездить на лошади, он всюду ходил пешком. Он отдавал все деньги бедным и даже не строил церковных зданий. И последнее, шестое. Кельтское христианство помогает нам смотреть на нашу жизнь как на поломничество, путешествие. Сначала, когда мы принимаем наш обет, мы называем это «первым паломничеством», потому что Бог - это не только Бог традиций, но и тот, кто направляет и показывает нам наш путь. И поэтому мы смотрим на всех христиан, как на паломников, которые вместе следуют своим путям на земле. Такой длинный ответ.

Д.Юдина: А есть какие-то внешние атрибуты? Чем отличается кельтская церковь от других?

Р. СИМПСОН: Перед выездом в Россию я получил письмо, где было сказано: «Я прочитал все Ваши книги, и был воодушен, но я не могу найти ни одной кельтской церкви в Великобритании. Куда же мне пойти?» И вот это то, в чем православные могут критиковать кельтское возрождение. Они говорят: «У нас есть внешние атрибуты, которые характеризуют именно нашу церковь». Но римская традиция положила конец той структуре, которая определяла кельтскую церковь. Сейчас это вопрос, который стоит перед многими церквями – католическими, англиканскими, православными – открыть заново духовные корни, которые были в прошлом в рамках существующей сегодня церкви. На прошлой неделе один из членов нашей общины, англиканский священник получил позволение от епископа основать новую церковь (в смысле приход), используя устав общины Св. Аидана и Св. Хилды. Это замечательный проект для будущего.

Д.Юдина: Это будет церковное здание?

Р. СИМПСОН: Двенадцать членов этой новой церкви начнут ежедневные молитвы, пока будут арендовать помещение. Это будет община монастырского типа, потому что на Западе происходит восстановление монастырской традиции. Здесь в России никогда ее не теряли.

Вопрос: Вы сказали, что часто церковь идентифицируется с национальностью, национализмом. И у людей, особенно не-христиан вызывает отторжение такие слова как «русская православная церковь». Может, стоить изменить название? Потому что люди будут думать, что это кельтская – для кельтов, как православная для русских, англиканская – для англичан, а кельтская – для кельтов.

Р. СИМПСОН: Я согласен. Я думаю, что англиканская церковь должна называться епископальной церковью. И все больше людей считают, что это было бы правильно.

Тот же слушатель: Надо убрать национальность вообще.

Р. СИМПСОН: Надо немного пояснить. Кельты пришли из Турции. Св. Павел писал к кельтским христианам, когда он писал галатам. Апостол Иоанн – духовный отец церквей кельтского мира. Кельты пришли из Азии и прошли через всю римскую империю. И римские войска оттеснили их на окраины Империи, так что они оказались в Англии, во Франции, Испании. Вот почему кельтская духовность является символом вселенской духовности для сегодняшнего дня. Но ее корни в находятся в определенном месте – на Британских островах – первых веков христианства. Поэтому они не принадлежат только Британским островам, потому что англичане не кельты по определению. Но, может быть, нам надо назвать ее начальной (primal) церковью.

Вопрос (неразборчиво).

Р. СИМПСОН: Св. Августин и его последователи в Реформацию считали, что материя является злом. И если материя плоха, то с ней и нужно обращаться как с мусором. Но в православии существует понимание, что Творение – это таинство Божие. То и в кельтском хритсианстве. И сейчас многие люди внимательны к проблемам экологии, они понимают, что необходим определенный уровень духовности, чтобы заботиться об экологии. Но они считают, что церковь предлагает систему, которая работает против экологии. Поэтому для этих людей, которые с особым вниманием относятся к проблемам экологии, нужно найти эту важную доктрину о Творении, как даре Божием, жизни, которую надо уважать. С этими людьми нам, христианам нужно вести диалог и рассказывать им о нашей кельтской христианской традиции.

Вопрос: Вы не совсем точно ответили на мой вопрос. Я спрашивала, что Вы имеете ввиду, говоря о западном христианстве.

Р. СИМПСОН: Я подразумеваю католическую и протестантскую церкви на Западе.

Вопрос: Но в этих церквях тоже есть понимание святости Творения. Францисканы, их мистика, и другие. И более того, католическая церковь противостоит национализму. Он объединяет все народы Европы.

Р. СИМПСОН: Конечно, есть исключения тому, что я сказал, и мы должны благодарить францисканцев за мистику, но они являются скорее исключением.

Та же слушательница: Я не согласна с Вами. Второй мой вопрос. Предполагает ли участие в вашей общине разрыв отношений с церковной общиной, которой человек принадлежал раньше?

Р. СИМПСОН: Нет. Когда человек вступает в наше общину, то он клянется, что будет верен своей церкви.

Вопрос. А «своя» церковь соглашается на это?

Р. СИМПСОН: Я специально ездил встречаться с главой католиков в Англии. Он сказал так: «Если у вас есть устав, где сказано, что каждый член вашей общины должен быть верен своей церкви, мы будем поддерживать такую общину».

Вопрос: Т.е., можно говорить, что ваша община похожа на такое явления, как, например, община Тэзе?

Р. СИМПСОН: Да. Единственная разница, что мы живем в разных местах мира, в то время как Тэзе – это локальная община.

Д. Юдина: Можно добавить? Не обязательно жить на Holy Island, жить можно где угодно, а ваше основное представительство – на Holy Island.

Р. СИМПСОН: Да, можно жить в Санкт-Петербурге или в Нью-Йорке, в Зимбабве :-)

Вопрос: Я так понимаю, что кельтская христианская община возникает там, где собираются люди, почитающие Св. Аидана и Св. Хилду - святых кельтской церкви. Но если мы хотим перенять такой опыт, то может нам имеет смысл обратиться сначала к русским святым? Ведь наши святые поддерживали те же цености.

Р. СИМПСОН: Два учтонения. Аидан - ирландец, не британец. Имена Аидана и Хилды стоят в заглавии нашей общины для того, чтобы представить две нации, и два пола (мужчину и женщину), как душевных друзей или друзей по духу. Они для нас являются таким символом. Мы говорим также о том, что в каждой стране, в каждой общине должны быть свои святые.

Вопрос: У меня короткий и прямой вопрос: ведется ли пропаганда кельтской церкви в тоталитарных государствах вроде Китая?

Р. СИМПСОН: Пока нет (смеется)

Вопрос: Когда возникло «кельтское возрождение»?

Р. СИМПСОН: Двадцать лет назад. Еще в 1931 году Джордж Маклауд (Rev. George McLeod) основал христианскую общину на острове, почитающимся на Британских островах святым – на острове Айона (Iona Island).

Д. Юдина: В России велик интерес к кельтской духовности, но нас интересует исторически «кельтское». В том числе, языческое. И когда мы сейчас говорим о кельтском христианстве, то люди идут на эту встречу, думая, что речь пойдет об истории. Просто мы практически ничего не знаем об этом. Поэтому, может Вы расскажите немного об археологических и исторических свидетельствах о христианских кельтах.

Р. СИМПСОН: Об археологии или об исторических свидетельствах? Некоторые свидетельства археологического характера можно найти на месте, называемом Латен (La Tene) в Швейцарии и в Хальшадте (Hallstatt) в Австрии. Там недавно проводилось много раскопок. И там есть много доказательств о культуре людей, которые принесли христианство. Например, о Св. Мартине Турском (St. Martin of Tour) из Франции. Он родился в Болгарии, потом стал отшельником и духовным лидером на территории Франции. Когда был созван Никейский Собор, то император Константин повелел, чтоб все приглашенные были одеты торжественно и выглядели торжественно. И с тех пор повелось, чтобы епископы в своем лице показывали все богатство имперского двора. Но когда Мартин стал епископом, он отказался сидеть на троне, и попросил принести ему табуретку. Он сказал по примеру отцов-пустынников: «Христанство – религия для бедных людей, и епископы должны жить как монахи, очень просто». Многие британцы были воодушевлены общиной Мартина. И один из них, Св. Ниниан (St. Ninian). Церкви стали центрами гостеприимства, и христианский общины жили по монашескому уставу. Люди жили там все семь дней неделе, молились и работали при церквях, т.е. это были общины, где люди жили постоянно. Ниниан жил в пятом веке. Может, он ходил в ту же школу, что и Патрик. После того, как римские войска ушли из Великобритании, там оставались школы, в которых британцы могли получать образование. Ирландцы похитили Патрика, и в течение шести лет он работал в Ирландии, и там он обратился к Богу, бежал во Францию, стал священником. Скорее всего, он учился в монастыре, потом вернулся в Ирландию. Он привел к христианству, обратил глав кланов, общин, Ирландии. Их церкви не были похожи на церкви на материке. На материке обычно копировали модель государственного образца. Т.е. был епископ для определенной территории, все было очень хорошо организовано. Но в Ирландии христианские миссионеры просто жили среди людей, подстраивались под стиль жизни обычных людей, ирландцев. Уклад ирландской церкви, как я уже сказал, был монашеским. Один из великих людей Ирландии Колумбанос (St. Columbanos) в VI веке путешествовал (из Ирландии) через Францию и Германию доехал до Италии. Там языческие захватчики разрушили христианские церкви. И Колумбанос восстановил церкви там по принципу, как в Ирландии. Одну из этих общин в Бобио (Италия) навестил Св. Франциск. Но у самих ирландцев была любовь к путешествиям. Они путешествовали и на кораблях и пешком по всему миру, как паломники – во имя Божие. Мне говорили, что они доходили до Киева, но мне нужны доказательства. Говорят, также, что Св. Брендан (St. Brendan) доехал аж до Америки. То, что мы знаем наверняка, это то, что они ездили во многие части света. Они были святыми людьми, они привлекали к себе людей и животных. Поэтому возникали общины везде, где они проехали. Потом великий ирландский святой, кторого звали Коламба (St. Columba) приехал в ирландскую колонию, которую они организовали в Шотландии. Коламба основал много монастырей. Самый знаменитый – Айона (Iona Island) в Шотландии. Перед смертью Коламба пророчествовал. Он предсказал, что однажды все, кто был в общине погибнут и ничего не останется, только коровы будут пастись на этом месте. Но, несмотря на это, Айона снова станет местом для христианской общины. И сегодня на Айоне возрождена христианская община. Как христианство распрострянялось на Британских островах, когда их захватили англо-саксонские язычники? С большими трудностями. Папа римский послал миссионеров на юг Англии, но они проповедовали только тогда, когда присутствовал король. А если короля убивали в битве, то население возвращалось к своим языческим традициям. Но затем с острова Айона прибыли ирландские миссионеры на север Англии. Они пришли к простым людям, и тогда христианство проникло в души людей, они оставались верны ему, даже когда их лидера убивали. Тогда миссия достигла и Holy Island - Святого Острова, где я живу сейчас. И этот остров называют «колыбелью христианства» для англичан. После того, как умер Св. Аидан на Святой Остров пришел Св. Кавберт (St. Cuthbert). Он так много произвел чудесных исцелений, и после смерти его тело не истлевало. Он стал самым знаменитым святым в Великобритании. И королевский советник Карла Великого сказал, что этот остров – самое святое место в Англии. Однако, во время Синода в Уитби (Whitby) в 664 году римская миссия от Папы римского добилась, чтоб их традиция была главной, а ирландские отметены. И в течение последующих веков в разных частях Англии и Ирландии римские законы были насильно установлены. Но кельтская духовность, духовность сердца осталась. Кроме того, остались великие произведения искусства. Одно из самых знаменитых произведений – Евангелия Линдисфарна (The Lindisfarne Gospel). Каждая Книга Евангелия проиллюстрирована. И когда ученые говорят, что в Европе наступили «темные века», то кельтская церковь в это время переживала Золотой век, она продолжала держаться своей веры. В 793 году викинги разрушили монастырь Линдисфарна (Holy Island, Lindisfarne), но саксонская церковь сохранила элементы кельтской духовности, и православные в Великобритании расскажут вам, что до 1066 года церковь была православной. Конечно, церковный раскол произошел в 1054, но в 1066 норманы из Франции пришли и все разрушили. И православные священники в Британии, которых я лично знаю, считают, что именно тогда церковь перестала быть православной. Вот – это лишь некоторые кусочки истории.

Вопрос: Как Вы относитесь к традиционным кельтским верованиям? Ведь они всегда оказывали влияние на кельсткое христианство, пропитанное кельтским мистицизмом.

Р. СИМПСОН: Это сложный вопрос. Половина язычников в Великобритани являются бывшими христианами. Они перестали быть христианами, потому что хотят «общаться с Богом», как они говорят, «найти Бога в природе». Лично я считаю, что с язычниками надо вести диалог. В следующем месяце я еду в Гластонбери (Glastonbary) – центр Нью-Эйджа в Великобритании, там проходит их фестиваль. Мне кажется, что опасность в том, о чем упоминает Св. Павел – поклонение Творению, а не Творцу. А в кельстком христианстве есть «третий подход». Мы прославляем Творца, но кроме того, видим Творца и в одухотворенном Творении. Поэтому важно, чтобы продолжался диалог между христианами и язычниками. Во Франции я встретил друида, который является православным христианином. Но в Британии не бывает православных друидов.

Д. Юдина: Что, современная кельтская церковь совсем не использует никаких элементов друидской культуры? Каких-нибудь красивых традиций?

Р. СИМПСОН: Сейчас я буду рекламировать свою книгу. Третий том (показывает) этого кельского молитвенника, называнного «Исцеляя землю», включает в себя благословение земли, празднование новолуния, наступление зимы, лета. И мы стараемся т.о. вернуть связь Бога и Творения. Кроме того, мы отдаем себе отчет, что есть еще мир духов и об этом говорят и знают язычники. Духи ругаются и могут быть эгоистичными, поэтому нам надо обращаться через Христа, который является главой духов. Это и есть «третий путь».

Вопрос: Вы хотите диалога или духовного единства?

Р. СИМПСОН: Я бы хотел видеть единство между друидами и христианами, но только на базе одного важного условия. А именно, признания Святой Троицы. Есть знаменитая молитва, которая называется «Кольчуга Святого Патрика», в которой есть призыв к силе ветра, солнца, земли, неба - но все эти силы находятся под властью Святой Троицы.

Вопрос: А у друидов есть элемент троичности?

Р. СИМПСОН: Это очень интересно, потому что современные друиды не имеют никаких документов, источников от древних друидов. Все их верования основаны на собственном интуитивном опыте. Но мы знаем, что в V-VI веках друиды стали христианами. Не было кельстких мученников, которые были бы убиты друидами. Коламба говорил: «Христос это мой друид». Кельтские христане были очень внимательны к культуре, в которой они работали. И поэтому они относились с уважением ко всему, что было хорошим и от Бога в культуре друидов. Но вместе с тем, они выступали против колдовства и использования силы, чем занимались друиды. Да, сегодня я хотел бы говорить и продолжать разговор с друидами. Есть «хорошие» друиды, а есть «плохие», как есть «плохие» и «хорошие» христиане. Св. Патрик однажды попросился на ночлег к язычнику, а язычник собирался его убить. Но он был «хорошим» язычником, он посмотрел в лицо Патрика и почувствовал доброту. И вместо того, чтобы его убить, он сказал: «Можешь использовать этот дом, чтобы отсюда проповедовать». Поэтому мы смотрим и ищем доброту и благость в язычниках.

Вопрос: Расскажите о «костре Св. Патрика».

Р. СИМПСОН: Однажды верховный король Ирландии распорядился устроить праздник в солнцестоянии, он был язычник. И каждый кто разжигал костер на священной горе в тот день должен был убит, но Патрик поднялся на гору и зажег костер, чтобы отпраздновать воскресение Христа. Тогда друид сказал ирландскому королю: «Если ты не погасишь сегодня этот огонь, что пламя новой религии будет вовеки гореть на этой земле, а наш огонь потухнет». Они хотели поймать Патрика, но началась гроза, и воины короля ничего не видели, только бегущих оленей. Поэтому молитва, которая называется «Кольчуга Святого Патрика» имеет еще название: «Моление оленя» («Плачь оленя», “Cry of Deer”).

Д. Юдина: Вы так много рассказали историй о жизни кельтских святых. Могли бы Вы назвать источники?

Р. СИМПСОН: Собственно, существуют самые ранние источники – Это писания самого Святого Патрика. В книге «Мир Святого Патрика» (“World of St. Patrick”) есть отрывки из жития Св. Патрика. Изданы также жития св. Бригид, Св. Коламба. Есть прекрасно аннотированное издание издательства «Пингвин» (“Pinguin Press”). Адомнан (Adomnan) написал житие Св. Бригид (St. Brigid). Есть также житие Св. Самсона (St. Samson) из Корнуолла. «Жизнь Св. Kавберта» (“The Life of St. Cuthbert”) написана Достопочтенного Бедой (St. Bede The Venerable).

Д. Юдина: Есть ли у кельтов священные книги? Что можно почитать о кельтской духовности?

Р. СИМПСОН: «Анамкара» - это лучшая книга Джона О’Донахью о кельтской мудрости (John O’Donahue “A Book of Celtic Wisdom”). Есть современные молитвы в кельтском стиле, айонская община издает кельтские ноты, музыку. Дэвид Адам (David Adam) много адаптировал мелодий для англикан. О кельтском христианстве пишут католические писатели, православные писатели, которые исследую эту тему.

Д. Юдина: Друзья, в Интернете существует уникальный проект «Кельтская арка» http://celtic-arc.upelsinka.com, где собраны все доступные материалы на русском языке. Есть также православная община при приходе Апостолов Петра и Павла, и при ней - клуб любителей кельтской культуры, У них в храме висит икона Святого Патрика, и они читают переведенные богослужебные тексты, посвященные Святому Патрику. На их сайте есть информация по ежегодному празднования дня Св. Патрик по православному календарю, о конференциях, посвященных кельтскому христианству: (http://www.trilistnik.ru). Они приглашают специалистов, которые занимаются кельтским христианством, их очень немного, совсем немного литературы на русском языке.

Вопрос: Переняли ли кельтские христиане какие-либо праздники от друидов? Например, в России, сохранились праздники масленницы, Ивана Купалы.

Р. СИМПСОН: Насколько я знаю, римская церковь дала нам все праздники. Так, Рождество мы празднуем 25 декабря, потому что оно должно было сочетаться с зимним солнцестоянием. Но кельтский календарь начинался с 1 ноября. Они праздновали пришествие темноты, а христиане сделали в этот день День Всех Святых. Дни нашей недели берут начало от англо-саксонских языческих божеств, и т.д.

Д. Юдина: А есть этимолгия слова «celtic»?

Р. СИМПСОН: Вообще, сами кельты не стали бы называть себя кельтами. Этот термин, это слово стал использоваться римскими латинскими авторами. Сейчас этот термин используется учеными относительно целого ряда группы языков, включая уэльский, гэльский, корнуольский, шотландский ираландский.

Д. Юдина: Сохранились ли примеры типичной кельтской архитектуры?

Р. СИМПСОН: В Ирландии есть огромные высокие круглые башни (посетите, например, Глэнделох в Ирландии), и есть маленькие конструкции, которые были кельями для монахов, похожие на ульи. Наша церковь находится на том месте, где находится первый кельтский монастырь.

Д. Юдина: А Вы можете назвать типичные кельтские архитектурные элемены?

Р. СИМПСОН: Кельтский крест, котрый окружает круг. Некоторые считают, что коптский, а другие, что византийский крест похож на кельтский, его покрывает кельтский узор - одно единое плетение, в котором нет начала и конца.

Д. Юдина: Это правда, что каждый узор кельтского рисунка что-то обозначает, он символичен, и его можно прочитывать как послание?

Р. СИМПСОН: Не знаю.

Д. Юдина: А иконография? Как она сложилась? Есть ли византийское влияние?

Р. СИМПСОН: Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я призываю вас самим заняться научным изучением, потому что он является предметом больших споров. Очень многие считают, что есть связь с Византией, есть похожие черты в культуре, потому что, действительно, существовала эта кельтская арка из Турции, кельты пришли из Византии, из Турции, так что есть исторические связи. Другие исследователи говорят, что исторической связи нет, что развивались похожие традиции, поэтому был одинаковый духовный опыт. На прошлой неделе я встретил человека, который имел опыт ночевки под звездами в Синайской пустыне. И он говорил о том, что по всей этой местности там стоят такие же кельтские кресты. И мы знаем, это исторически подтвержденный факт - что коптские христиане приехали на острова. Я напоминаю вам то, о чем говорил в начале - кельтские христиане переняли монашеский опыт отцов-пустынников. Но мы хотим как можно большего изучения кельтской и византийской культуры, чтобы разобраться в этом вопросе.

Д. Юдина: А существует кельтская письменность?

Р. СИМПСОН: Нет. В Ирландии не было письменного языка, Св. Патрик познакомил жителей Ирландии с латынью. И вот тогда ирландцы научились записывать свой язык латинскими буквами. В этом смысле ирландский – это кельтский язык. А теперь многие люди изучают уэльский язык и даже корноульский.

Д. Юдина: Кроме иллюстраций к книгам есть такое явление, как кельтская живопись?

Р. СИМПСОН: Один из самых знаменитых примеров – это книга Келлс (The Book of Kells), восьмого века. Она хранится Дублине в колледже Св. Троицы.

КЕННЕТ РАНДЕЛЛ: Это одна из самых прекрасных книг на свете. Если поехать в Ирландию, и ничего не увидеть, только это книгу, то путешествие того стоит.

Р. СИМПСОН: Это четыре Евангелия. В каждом Евангелии есть иллюстрация автора и каперт-пейдж, «коверная страница» - особого вида дизайн, который пришел с Востока, от мусульман. Доктор Браун котоый изучает этот вопрос говорит о том, что есть связи с мусульманским искусством. И кроме того есть высокие каменные кресты X-XI вв., на которых изображены библейские истории, или сцены из житий отцов-пустынников, сцены Творения. Самыми популярными, кроме библейских персонажей являются Антоний и Павел, первые пустынники.

Д. Юдина: И последний вопрос с моей стороны. Я знаю, что есть такое понятие в кельсткой христианской духовности – «друг души» или «душевный друг», анамчара. Пожалуйста, могли бы Вы рассказать об этом, и как Вы это понимаете.

Р. СИМПСОН: В римско-католической церкви используется понятие духовный директор. Или иногда мы говорим, что священник является нашим исповедником. Протестантам не понравилась эта идея. Они не продолжили эту традицию исповедания грехов, когда душу свою открываешь перед священником. У вас есть традиция старчества, духовный отец. В ирландской церкви существовала традиция анам-кара (anamcara, я произношу это слово так). Анам-карой может быть святой, мудрый человек, мужчина или женщина, не только священник или монах, но и миряне. Св. Бригид сказала: «Человек без друга души как тело без головы». И христианские кельты взяли основой для своих представлений о друге души из двух источников. Во-первых, от отцов-пустынников, отшельников, которые выбирали духовно-мудрых людей, чтобы с ними делиться духовным опытом. Все открывается перед этим человеком – любые темы – деньги, секс, власть. Вы абсолютно доверяетесь этому человеку и вы ему послушны. Кроме того, у ирландцев свои представлении о воспитании детей. Когда христианство вошло в силу, то детей, кроме родителей, воспитывали также крестные отцы и матери. Они учили детей как молиться, как шить, готовить, говорить хорошо, читать Библию – всему. Когда монашеские церкви стали все больше распространяться, многие люди стали находить «друга души» в монастырях. Поэтому сейчас мы думаем о «друзьях души» как тех, кто вместе с нами совершает паломничесто по этой жизни. Они слушают нас, и с помощью Духа Святого пытаются найти правильный ответ на вопрос: чего от нас ожидает Бог в этот момент, чему нам можно научиться, какие дурные привычки нужно преодолеть, как возраставть в молитве и добродетелях. Это востребованая идея в наше время среди христиан разных стран.

Д. Юдина: Особенно для православных это важно. Это то, за что мы любим православную традицию, святых отцов.

Р. СИМПСОН: Вы все идете к священнику или к другому человеку для духовного руководства?

Д. Юдина:
У нас тоже есть традиция духовного руководства мирянами (светскими людьми).

Р. СИМПСОН: Пожалуйста, помогите нам сохранять эту традицию.

Дарья Юдина благодарит Рэя Симспона за встречу. 


Рэй Симпсон – священник англиканской церкви, лидер христианской общины Св. Аидана и Св. Хилды на Святом острове (Holy Island or Lindisfarne), www.aidan.org.uk; Рэй Симпсон – автор книг по истории кельтского христианства: http://www.aidan.org.uk/stap/stap_books-cc.html

Дарья Юдина – координатор программ культурно-просветительского общества «Агора», Санкт-Петербург.

Стенограмма - Наталья Румянцева, 20.09.2005.

назад

Наши партнеры:


 


 
©Центр Религиоведческих Исследований "Этна"
Последнее обновление - 22 февраля 2010 г.
Упельсинкина страница